Warning: Parameter 1 to wp_default_scripts() expected to be a reference, value given in /home/andrew1974/emikh.aermolenko.ru/wp-includes/plugin.php on line 601

Warning: Parameter 1 to wp_default_styles() expected to be a reference, value given in /home/andrew1974/emikh.aermolenko.ru/wp-includes/plugin.php on line 601

Warning: Parameter 2 to M_DataMapper::set_custom_wp_query_where() expected to be a reference, value given in /home/andrew1974/emikh.aermolenko.ru/wp-includes/plugin.php on line 291

Warning: Parameter 2 to M_DataMapper::set_custom_wp_query_groupby() expected to be a reference, value given in /home/andrew1974/emikh.aermolenko.ru/wp-includes/plugin.php on line 291

Warning: Parameter 2 to M_DataMapper::set_custom_wp_query_fields() expected to be a reference, value given in /home/andrew1974/emikh.aermolenko.ru/wp-includes/plugin.php on line 291

Warning: Parameter 2 to M_DataMapper::set_custom_wp_query() expected to be a reference, value given in /home/andrew1974/emikh.aermolenko.ru/wp-includes/plugin.php on line 291
Персональный сайт Е. Михайловского Встреча с Пушкиным... в разоренном храме - Персональный сайт Е. Михайловского

Встреча с Пушкиным… в разоренном храме

emikh 10.07.2012 0

В дискуссионной телепередаче Александра Архангельского «Тем временем» 4 декабря истекшего года обсуждался вопрос о влиянии чтения книг на воспитание личности. Собеседники дружно сошлись во мнении, что именно вдумчивое ознакомление с литературными произведениями может превратить «человеческий полуфабрикат» в Человека. Грех не вспомнить здесь еще более категоричное мнение по этому вопросу Иосифа Бродского, высказанное им в Нобелевской лекции. Он считал, что среди преступлений против литературы «… более тяжким является не преследование авторов, не цензурные ограничения и т.п., не предание книг костру. Существует преступление более тяжкое – пренебрежение книгами, их не-чтение. За преступление это человек расплачивается всей своей жизнью: если же преступление это совершает нация – она платит за это своей историей»…

В конце телепередачи ведущий попросил присутствовавшего на ней актера, писателя и кинорежиссера Михаила Козакова подвести итог дискуссии и, может быть, что-нибудь прочитать по памяти. Тот обратился к теме Пушкина: «После Пушкина ничего не надо писать, потому что у него есть все. Кроме христианской у России есть еще одна религия — Пушкин». А далее вне всякой логики Михаил Михайлович прочитал стихотворение, дату написания которого Пушкин, может быть намеренно, отнес ко дню своего рождения:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

26 мая 1828

Мне показалось, что участники дискуссии так живо отреагировали на это, вообще говоря, хрестоматийное стихотворение, будто им явилось откровение… Стихотворение имеет историю, о которой я узнал случайно и хочу рассказать, как это было.

В Волосовском районе Ленинградской области на шоссе, ведущем в Усть-Лугу, раскинулась деревушка с непривычным названием «Вруда». Прямо у шоссе – небольшая церковь, обрамленная довольно старым кладбищем. В зиму 1962 года церковь длительное время пустовала из-за отсутствия священника. Секретарь Волосовского райкома партии собрал молодых коммунистов совхоза «Сяглицы», на территории которого располагалась деревня Вруда, передал им ключи от церкви и поручил, как тогда выражались, её «закрыть». Иными словами, лишить её всех христианских атрибутов (крестов, икон и пр.). Сделать это он посоветовал под покровом метели, дабы члены церковной двадцатки, чего доброго, не перестреляли не знамо, что творящих детей своих. Сказано – сделано. Разоренный храм предназначался под школьные мастерские…

За алтарем, видимо в ризнице, располагалась небольшая церковная библиотека. Я, завуч по производственному обучению одной из ближайших школ, сидел на положенных друг на друга толстенных фолиантах, собранных из «Церковных ведомостей», и лениво перелистывал том за томом собрание трудов Святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского, уже при жизни названного Мудрым. Один сплошной текст! Ни картинки тебе, ни формулы. И вдруг-стихи. Три стихотворения подряд. Первое – «Дар напрасный, дар случайный…», а за ним ответ приснопамятного Святителя Пушкину:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана.

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною,

Просияй сквозь сумрак дум,

И созиждется тобою

Сердце чисто, светел ум.

Пушкин долго не знал об этом ответе Филарета, а когда узнал, живо заинтересовался. Вот что он пишет по этому поводу своему близкому другу, дочери фельдмаршала М.И. Кутузова Елизавете Хитрово: «…одного любопытства было бы достаточно для того, чтобы привлечь меня. Стихи христианина, христианского епископа, в ответ на скептические куплеты!». И вот его ответ на послание Филарета (19 января 1830):

В часы забав иль праздной скуки,

Бывало лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Когда твой голос величавый

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета,

Отвергла мрак земных сует.

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.

В разное время к этому богоугодному стихотворению относились по-разному, однако во все времена находились критики, видевшие в нем иронию и чуть ли не ёрничество. В годы нецивилизованного атеизма это стихотворение по понятным причинам просто не включали в издания, предназначенные для широкого круга читателей. В последнее время среди серьезных пушкинистов превалирует мнение, что в ответе Пушкина Филарету – неподдельное глубокое раскаяние. Усредненная современная оценка политического реноме поэта такова: «В зрелые годы Пушкин стал убежденным государственником-монархистом и умер истинным христианином, покаявшись в своих заблуждениях молодости». Знаковым событием для обсуждаемого вопроса является выставка, впервые открывшаяся в декабре 2000 года в Государственном музее А.С. Пушкина на Пречистенке, – «Пушкин и митрополит Филарет» (личные вещи, портреты, прижизненные издания и т.п.).

P.S. Впервые опубликовано в газете Сыктывкарского университета «Слово» 15 января 2007 года.


Warning: Parameter 2 to M_DataMapper::set_custom_wp_query_where() expected to be a reference, value given in /home/andrew1974/emikh.aermolenko.ru/wp-includes/plugin.php on line 291

Warning: Parameter 2 to M_DataMapper::set_custom_wp_query_groupby() expected to be a reference, value given in /home/andrew1974/emikh.aermolenko.ru/wp-includes/plugin.php on line 291

Warning: Parameter 2 to M_DataMapper::set_custom_wp_query_fields() expected to be a reference, value given in /home/andrew1974/emikh.aermolenko.ru/wp-includes/plugin.php on line 291

Warning: Parameter 2 to M_DataMapper::set_custom_wp_query() expected to be a reference, value given in /home/andrew1974/emikh.aermolenko.ru/wp-includes/plugin.php on line 291

Оставьте комментарий »